Зачем нам пояс?
Сегодня – пояс, скорее необходимый предмет гардероба, нежели сакральная вещь.
Вещь, выполняющая особые ритуальные функции с момента рождения человека и до его смерти.
Для человека современного ритуал - это один из способов познания мира, а вот для человека традиции, нашего предка, живущего в едином понимании природы и своего созидания, это способ бытия.
Ритуал – язык с помощью которого познавалась сущность единства природы и культуры в созданном человеком. Язык на котором общался человек с природой. На котором говорили все, и который передавали из поколения в поколение. Язык традиционной культуры.
Пояс – часть ритуала жизни. Основа пояса – нить.
Нить спряденная выполняла роль соединения частей в единое целое, опоясывала-ограничивала фиксировала предметы замыкая энергетический круг, и включала небольшие составляющие в более крупную вещь.
Эти же цели, только в более глобальном проявлении брал на себя пояс.
Созданный из нити да завязанный узлом, замыкающим пояс в кольцо, контролировал пояс вход и выход в иные пространства-миры энергии человека.
Ритуал завязывания и развязывания нитей, поясов, полотенец (рушныков) – это закрытие и открытие сакральных границ.
Основной функцией пояса является включение человека в пространство жизни и культуры, обозначение его социального статуса. Привязывание его, как пуповиной к миру проявленного, к жизни в яви. Посему имел пояс и защитную и продуцирующую и лечебную функцию.
Уплотнение структуры пояса (уплотнение его нитей) осуществлялось несколькими способами.
1.Простым скручиванием (витьем) тонких или толстых нитей.
2. Плетением (полуткачеством):
- любым видом заплетания, завязывания узлов
- дерганием на пальцах
- "на бутылке"
3. Ткачеством:
- на бердышке/на ниту
- на дощечках (кружках)
- на станке
Концы пояса имели распущенные нити(махры, бахрому) или кисти, как связь с непроявленным, с нематериализованой энергией. Так как с помощью пояса устанавливается связь между тремя мирами – правью, явью, навью.
Пояса ритуальные отличались от бытовых. И количеством нитей, и подбором материала (шерсть, хлопок, лен, трава, конопля), и подбором цвета нитей, и длиной, и видом плетения, и методом завязывания, и орнаментом, и тем кто его должен изготавливать, и способом ношения (например: нательный обережный поясок не снимали никогда). Женщины и мужчины завязывали и носили пояса по-разному, с разными целями. У женатых мужчин, например, широкий тканый пояс защищал от вредоносных энергий два нижних энергетических центра: Зарод (Свадхистана)и Живот (Манипура), т.е оберегал репродуктивную функцию и жизненную внутреннюю силу и социальную реализацию мужчины.
Пояс учувствовал во всех человеческих делах. В родах развязывали узлы на поясе (открывали путь энергии рождения), снимали пояса, на новорожденного одевали обережный поясок-свивальник (замыкали энергетический контур, привязывали к жизни, защищая от внешних неблагоприятных воздействий). При покупке и заводе в дом скота. 1-й сноп урожая обвязывали поясом. Для 1-й борозды в поле коня вели за пояс. За пояс, вошедшим первым в новый дом, хозяин втягивал остальных домочадцев (Беларусь). С поясом гадали. Его вывешивали на окна в поминальные дни, чтоб предки рода смогли прийти в гости. Пояс развязав, клали в гроб в покойнику, на поясах опускали домовину в землю, им при проводах завязывали ворота (Украина), чтоб больше не было в доме покойников. Поясом связывали молодых на свадьбе. Свой девичий поясок молодая жена меняла на тот, который ей давала свекровь, как знак вхождения в род мужа. Ранее поясами обвязывали участников свадебного торжества, сегодня это роль выполняют полотенца-рушныки. Опоясывали при обряде посвящения в ремесленники или мастера. Без пояса ни один воин не уходил в бой. И конечно же в лечении болезней (обвязывание, обмеривание, завязыванием узлов). Можно перечислять бесконечно.
В быту для каждого вида одежды был свой пояс. Для рубахи один, для сарафана другой. И названий у пояса было много: надживотник или наживотник (узкий пояс для исподней рубахи), голунец, гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, суконник, крайка, споможник.
Пояс, опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок - широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 3 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 6 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз.
Столбунец - широкий тканый пояс с поперечными полосками
Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой
кушак (широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до 3-х метров),
покрома (плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трех метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки, завязывался спереди или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза).
Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану.
Ремень – кожаный пояс скорее был прерогатива воинского сословия.
Значит, пояс – это обязательная часть одежды человека. Он придает целостность и завершенность вашему внешнему проявлению, дает ощущение силы и защиты внутреннему самоощущению, отвлекает на себя дурной глаз. Культуру сотворения поясов в наше время успешно восстанавливают многие умельцы и мастерицы. Низкий им поклон. Иногда удается приобрести старый (отысканный с деревянных сундуках) или новый тканый пояс на блошиных рынках, в художественных салонах или на праздничных ярмарках мастеров. А может кому повезло, и от бабушки остался этот видевший несколько поколений родовой оберег – пояс. Почувствуйте энергию от него исходящую, захочется ли вам его повязать? Рассмотрите внимательно символы на нем изображенные. Что они несут, от чего берегут?
Но это уже тема для следующего разговора :-)
Несколько источников:
http://rodonews.ru/news_1294061339.html
http://fotki.yandex.ru/users/apksk/view/184454/?page=0
Адамович Г.Э. Поминание предков. Славянский ритуал.
Е.Осипова Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы.
О.В.Лысенко, С.В.Комарова Ткань. Ритуал. Человек.